Федеральное государственное бюджетное учреждение
АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ И ВОСТОЧНОЙ АРКТИКИ
Главная // Новости / Новостная лента / /
10 апреля 2019, 8:58

Доклад М. П. Ненашева "О ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ"

М.П. НЕНАШЕВ,

 

Председатель Общероссийского
 Движения Поддержки Флота

капитан 1 ранга

 

 

 

Доклад на Всероссийской Морской Конференции

 

 

30 марта 1999 г.

 

 

О ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

 

Россия за тысячелетнюю историю многократно доказывала свою способность восстанавливать силы. Обустраивать саму себя после системных кризисов, – к великому сожалению, случавшихся из-за отсутствия должного ума и настоящей воли, в первую очередь у правителей, при сильнейшем противодействии извне. Иноземная и заморская враждебность к нашей стране проявлялась независимо от господствующего в ней политического строя. Только в этом, уходящем двадцатом веке началось чрезвычайное собирание сил в четвертый раз.

Нынешнее состояние России, положение дел в мире не оставляют нашему поколению выбора: или немедленно действуйте и защищайтесь, или подчиняйтесь новым старым «хозяевам» мира. Партнеры в кавычках, главные морализаторы планеты насчет «прав человека» и других общечеловеческих ценностей – США и НАТО ведут варварскую войну против дружественной нам Сербии. Всей страной пожелаем народу Сербии выстоять, а мы должны активно начать помогать Югославии, потому что на сегодня США и другие страны НАТО – наш общий противник.

Теперь ясно всем: американо-натовскую агрессию, как и вообще любую агрессию, можно остановить только наличием и использованием мощной военной и морской силы. Одностороннее разоружение и миролюбие, извращенное желание понравиться Западу приводят нас к беде. А ведь еще Петр Великий предупреждал: «От презрения к войне общая погибель следовать будет». Агрессия на Балканах – еще одна тренировка для милитаристской машины Запада и демонстрация угрозы России.

В конце XX века мы, русские, все россияне, надеюсь, на несколько веков вперед получили урок. Очень трагичный и громадный. В результате непродуманных преобразований и бездарных действий «ответственных» лиц государства, перенапряжения в экономике, в других сферах жизни Россия в девяностых годах утратила многие свои земли. Наши соотечественники оказались за искусственными границами. Естественно, сотворить такую драму нам активно «помогали» зарубежные «доброжелатели». Но главное – эту беду допустила, спровоцировала трагедию наша правящая верхушка при полном нейтралитете народа. Запад ведет себя по отношению к России так, как мы себя «поставили», как мы позволяем ему. Похожее было в начале этого века, когда царь Николай II со своей «свитой» подвел империю к революции и братоубийственной гражданской войне. А новые вожди «построили» так называемые союзные республики за счет территории единой России.

То, что произошло с Родиной в XX веке, должно запечатлеться в нашей общенациональной памяти навсегда. И пусть чувство утраты исчезнет только тогда, когда произойдет мирное, добровольное воссоединение наших земель. Опыт прожитых лет, летопись поражений и побед, надеюсь, сослужат нам пользу.

Как в начале века, так и в его конце правящая «верхушка» страны (это верховная власть России, руководители правящих партий, других системообразующих структур) не справляется с управлением государством и обществом. Что до девяностого года Советская Россия «увязла» в долгах, что после начала «реформ» мы тоже у всех назанимали. С протянутой рукой оказалась страна, где сосредоточены почти треть природных богатств Земли, четвертая часть энергетических ресурсов?!

Достаточно предупреждающе звучат и сегодня слова Столыпина П.Л.: «Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут... Они превращаются в удобрения, на которых вырастают и крепнут другие, более сильные народы...»

Мы тяжело преодолеваем навязанные нам сегодня схемы или последствия авантюр недалеких руководителей как во внутренней, так и во внешней политике. Многое из тех же побуждений, замыслов, что навязали России экспериментаторы и «пришельцы» после октября 1917 года, которые за счет в основном русского народа приближали мировую пролетарскую революцию и всеобщий интернационализм. Мы обязаны извлечь уроки для своей работы, проводя теперь уже более умную и динамичную внутреннюю и внешнюю политику, в настоящем и будущем.

Что сегодня самое важное для нас как отдельных граждан, так и в целом для общества? Осознать себя россиянином. Россиянином! Не только членом той или иной партии, не только жителем той или иной губернии, республики, города или деревни. Не только православным или представителем другой религии. А россиянином. Реагировать на боль страны по поводу общероссийских проблем, как будто это касается лично тебя, твоей семьи. С помощью огляда в российскую и мировую историю, на дела предков и соседей восстановить веру в великое особое будущее России. Единство судьбы России и лично твоей – это не просто слова.

Сама логика мировых процессов подводит нас к осмыслению новой роли флота. Будущее России без сильного флота невозможно. А быть слабым – значит исчезнуть. В подтверждение пример не только времен Римской империи: посмотрите, что творят США и НАТО в Югославии – ее уничтожают! Вот нам и актуальность столыпинских слов.

Под Флотом России мы понимаем: военно-морской флот, морскую пограничную охрану, морской (торговый), рыбопромысловый и речной флот, судостроительную (судоремонтную) промышленность и морскую науку.

Различные геостратегические схемы XXI века, спорящие друг с другом, в России обязательно должны разрабатываться с учетом морского, океанского фактора. И поскольку у нынешней власти нет никакой жизнеспособной концепции ни в одной области политики, экономики, культуры, науки, нет даже ясных, понятных взглядов – мы решили выступить вот с этой инициативой.

Общероссийским Движением Поддержки Флота в рамках гражданской инициативы организована научно-практическая конференция: «Национальная морская политика России: разработка и реализация». По сути, это начало второго этапа общенациональной морской работы в России.

О первом все хорошо знают в стране: подготовка и проведение 300-летия Российского Флота. Организацией той работы мы долгое время оказывали серьезное воздействие на пересмотр ущербного для России общеполитического, по сути антинационального, курса руководства, большой части элиты страны. Мы подвигали наше общество и власть к здравому смыслу, патриотизму. Нашу инициативу в начале девяностых годов не все оценили тогда и поддержали. Пришлось долго убеждать, доказывать, агитировать. В сентябре 1991 года, когда начал действовать Общественный Совет «300 лет Российскому Флоту», многие не смогли даже рассмотреть полезность нашей идеи, наших предложений, связанных с историческим юбилеем. Это потом присоединились власть и общество, руководители различных высоких рангов.

В этот раз понимание есть. 17 июля 1998 года – точка отсчета второго этапа морской работы. В этот день было подписано «Морское Соглашение о Взаимодействии» руководителями всех морских структур России и Движения Поддержки Флота. Этот период, на наш взгляд, серьезно отличается от юбилейной кампании. Меньше «парадной» части, хотя она тоже нужна, много черновой, кропотливой, порой не очень заметной работы.

Сейчас, судя по «нашим» многим средствам массовой информации, мода на «самоунижение», постоянное приглашение к «открытию кингстонов», на подражание во всем Западу еще не прошла. В подтверждение этих выводов – просто самостоятельно проанализируйте «российские» СМИ в течение любого месяца. И вы увидите эту политику. От навязывания иностранных слов и иностранной музыки до закладывания в нашу жизнь западных, в основном, чуждых нам стандартов, до навязывания комплекса неполноценности определенным категориям российских граждан.

В основном, по плану или «так получается», эту работу делают, к великому огорчению, наши же соотечественники.

Вот поэтому-то мы, актив общества, должны формировать, если можно так выразиться, другую «моду». «Моду» – на ум, волю, позитив. Для нас сейчас особо важно победить эпидемию равнодушия и уныния, и хотя бациллы этих вирусов «местные», но без участия, как говорится, в распространении со стороны некоторых зарубежных центров не обходится.

Только совместными усилиями россиян мы можем ответить на вызов эпохи, в первую очередь напряжением «мозгов» и проявлением настоящего чувства собственного достоинства как единая нация. Ведь в продвинутой части мира, как принято выражаться, колоссальный подъем технологий и в целом мощное движение прогресса. Без собирания интеллектуального потенциала нации стратегического движения вперед не получится. И наша страна может оказаться на задворках цивилизации и международной политики.

На Всемирном Русском Соборе год назад Патриарх Алексий II подчеркнул: «Россия – великая научная держава. Открытия и изобретения, сделанные в нашей стране, стали отправными точками многих ведущих направлений мировой науки и техники. И надо помнить, что если наша страна в самые короткие сроки не сумеет восстановить былое могущество в этой области, в наступающем столетии она столкнется с серьезными испытаниями. Так что судьба России в наши дни находится во многом в руках людей, которых принято называть научно-технической интеллигенцией. Не только духовная жизнь этих людей, но и их житейские проблемы, духовное состояние, а также патриотизм, готовность мобилизовать все свои таланты и силы на служение Отечеству – все это не может не волновать...»

Сегодня на конференции мы обсуждаем фундаментальный вопрос не только флота, но всего Отечества, вопрос нашего будущего – национальная морская политика России: разработка и реализация.

При подготовке к этому обсуждению я встречался со всеми первыми лицами – руководителями государственных морских структур, многими военными деятелями, морскими учеными. И мы обнаружили: в комплексе как явление национальная морская политика России (НМПР) за более чем трехсотлетнюю историю регулярного флота на общегосударственном уровне не рассматривалась. А ведь по логике, здравому смыслу эта политика должна осуществляться не сама по себе и не только для моряков, рыбаков, речников, судостроителей, ученых и практиков.

Национальная морская политика России (НМПР) – это составная часть общей политики Российского государства.

О самом термине. После анализа различных материалов – энциклопедических, сугубо научных и практических предлагается для размышления следующее.

Национальная морская политика России – это единые обобщенные взгляды, направления и способы деятельности институтов общества и власти в целях достижении национальных интересов в Мировом океане и на внутренних водных путях.

Наша конференция – это попытка системного анализа: получится или нет, все зависит от нас. Мы признательны, что все руководители морских структур страны, ответственные лица из Правительства России, министерств и ведомств поддержали нашу идею – собрать в одном зале всех заинтересованных: ученых, практиков, руководителей и просто деятельных людей Отечества.

Убежден: общий интеллектуальный запас нашей нации, несмотря на потери, способен воздействовать еще на один «рывок в будущее». В том числе и на морском направлении. Нам надо для этого в первую очередь сорганизоваться, выяснить, что у нас имеется, сформировать своего рода морской банк данных.

Может, мы не всех пригласили на конференцию, кто заслуживает быть услышанным, но за полгода – столько велась эта подготовка – мы разослали очень много приглашений. Мы просили руководителей флотов, пароходств, вузов, портов, флотских предприятий – дать нам имена морских интеллектуалов для приглашения. И все, кто был заявлен и соответствовал требованиям темы конференции, находятся в этом зале.

Хотя, должен вам откровенно сказать, – у нас в России голод на мощные, с учетом наступающего века, морские «мозги», дефицит концептуальщиков. Или они так распылены?!

В результате за формализованности, рутинности обучения в наших как военных, так и гражданских морских вузах, да и не только в них, огромное число теоретиков и практиков утратили настоящий регулярный вкус к глубинным исследованиям, к открытию, анализу морских идей. Еле-еле существует интерес к большой, доктринальной мысли. Как выразился один наш современник: «Потеряли всякое желание самим думать и анализировать. Все – напрокат, заштампованное и заезженное». И все же флот, как может, пытается размышлять, искать, и свидетельство тому – наше сегодняшнее обсуждение.

Символично, что мы проводим это высокое собрание в конференц-зале гостиницы «Россия». Рядом Кремль, Красная площадь, недалеко Государственная Дума, – как говорится, здесь мозг всего государства. Мы будем помогать, просто обязаны содействовать «главным мозгам» работать широко, особенно по направлению морей и океанов. Верю, сейчас уже большинству понятно – впереди будут только те, кто получает новые знания. Вот почему вопрос развития научно-технического потенциала России должен находиться под непрерывным пристальным вниманием общественности. И этому способствует приближающееся 275-летие Российской академии наук. На планете силен тот, кто сохранил способность глобально мыслить, точно оценивать происходящее и в стратегических масштабах прогнозировать будущее.

Известный русский публицист из моряков Михаил Меньшиков точно подметил: «Как ни поверни, для великой страны необходимо много ума, и чем сложнее становится ее жизнь, тем больше. Если это так, то надо всемерно заботиться о накоплении умственной силы в обществе. Важен золотой запас, но запас сильной мысли – дороже алмазных россыпей». Но в нашей стране за все ее тысячелетие мы постоянно в суете или в период особой «мечтательности» забываем об этом.

Вот и сегодня флот живет, но живет как-то «уныло», без надежды, без веры. От многих офицеров флота, как с кораблей, так и из штабов, рыбаков, речников, моряков торгового флота, судостроителей, морских ученых мне приходилось слышать одну и ту же фразу: «Не чувствуется России за спиной». И речь шла в первую очередь не о денежном довольствии, о зарплате. А о значении флота для страны, самом смысле морской службы, работы. И с горечью слышится отовсюду о неотеческом отношении Отечествакак к морским руководителям высокого ранга, так и к «простому» государеву служивому или «рабочему» флотскому люду, да и в целом ко всему флоту. Флот теряет физическое и духовное здоровье. Он нуждается в объединенных и динамичных действиях руководителей, лидеров морского сообщества.

Большинство мыслей из офицерских кают-компаний, кают-компаний руководящего состава гражданского флота, судостроителей, морских ученых мы внесли в проект обобщенных Рекомендаций высшей власти в государстве, всем ведущим общественным силам России. После внесения поправок, предложений участниками конференции эти Рекомендации направим по соответствующим адресам.

Мы проводим конференцию под общенациональным углом зрения, а не с точки зрения того или иного ведомства. С учетом не только прошлого, но и в связи с переходом в новое тысячелетие. К сожалению, мышление категориями сегодняшнего дня – серьезная проблема наших современников.

Все, с кем нам приходилось встречаться, разделяют мнение: общенациональный диалог, с точки зрения науки и практики, должно начинать Общероссийское Движение Поддержки Флота. Как говорится, чтобы не было крена. Организаторы надеются на открытый разговор, на глубокие, независимые суждения. Права вето ни у кого нет.

Актуальность обсуждаемой темы подкреплена объективными данными. И теми глобальными процессами, которые идут и которые прогнозируются. Многие главные проблемы, столкновения в наступающем XXI веке и в целом третьем тысячелетии будут проходить на экономическом уровне. И пусть это звучит достаточно часто от меня, из-за неосязаемости морского фактора для определенных сил в нашем государстве. Хочу привести простые, но наглядные примеры. Практически уже хорошо известно: где и что из природных ресурсов находится на суше, и мы «черпаем» их оттуда или в ближайшее время собираемся это делать. А завтра морские и океанские кладовые – наш основной национальный источник развития экономики. Ведь было время, когда и сибирские нефть, газ считали «далекими». Как когда-то не верили, что умные машины – компьютеры будут за человека думать, решать очень многие сверхсложные задачи.

Так что проведением конференции мы энергично предупреждаем власть, все ведущие силы общества: Россия не должна пропустить стратегический процесс общенационального характера. Достойное положение России и россиян возможно только при задействовании всего морского и океанского потенциала страны.

Исходя из общегеографической характеристики, две трети поверхности планеты – океаны, моря, реки, озера. Это возможности для развития всего человечества.

И морской потенциал России сам за себя говорит. Только надо это основательно увидеть, почувствовать. Площадь российского морского шельфа – 4,2 млн. кв. км, из которых 3,9 млн. кв. км перспективны для разработки углеводородных ресурсов (нефть, газ и т.п.). Это еще одна территория, по размерам равная Индии.

По данным наших ученых и исследователей, более 80% стратегических запасов нефти и газа России сосредоточено на шельфе северных морей.

Исключительная экономическая зона России в морях и океанах – 8,5 млн. кв. км. Это практически еще одна территория, по размерам равная США.

Сегодня вопрос одного только «хозяйского», по уму использования российских биоресурсов (рыба и другие морепродукты) уже сейчас позволяет, по данным специалистов, решить вопрос выплаты пенсий и пособий по всей стране.

Решение некоторых проблем продовольственного обеспечения России в будущем также находится в этой же сфере.

При разработке и использовании наших шельфов, морских, океанских коммуникаций возникает важнейший вопрос использования трубопроводного и всего морского транспорта. К примеру, только Северный морской путь позволяет кратчайшим путем на планете осуществлять мировые транспортные перевозки из Европы в Китай, Японию, США и другие страны этого региона. Это намного дешевле и короче, чем через Суэцкий канал или вокруг Африки. Вот и еще один крупный на сегодня уже и на завтра финансовый источник поступления в казну. И это вопрос всей экономики России, а не только флота.

В приморских территориях и в крупных бассейнах рек (озер), имеющих определяющее значение в регионе, живет порядка 65% населения России и находится около 70% промышленного потенциала.

Морской фактор создает стратегические предпосылки экономического развития государства. Богатство российских регионов без флота поднять невозможно. На наш взгляд, в XXI веке морской потенциал вместе с информационно-технологическим – решающие условия дальнейшего прогресса России.

Сущность уже просматриваемой стратегической линии заключается в том, что для России мощный флот, глядя только на одни эти данные, – жизненная необходимость.

Мир, как мы в сотый раз убедились на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке, существует в том числе и благодаря силе – экономической, военной, морской.

Россия, уверен, снова наберет свою мощь. И пусть называют как внутри страны, так и за рубежом мою страну провокаторы разных мастей империей или «злятся» из-за нашей пассионарности, Россия по-прежнему будет играть мировую роль в XXI веке. Без сильного как военного, так и гражданского флота – она нереальна. То есть объективно мы все равно будем развивать, строить флот. Как всегда. Но очень не хотелось бы только через «затягивание поясов». А если по-умному? Пока при такой безответственной власти и тотальной междоусобице нынешней элиты не получается. Но быть равнодушными мы, морское сообщество России, не можем и не будем.

Вот для поиска здравого смысла мы и собрались на эту конференцию. Сам факт работы нашей конференции – свидетельство востребованности и чрезвычайной актуальности вопроса формирования российской морской политики. Эта тема реально очень давно стоит в повестке дня. Иногда рассматривается, но внесистемно. Судите сами. У нас на сегодня есть:

– Правительственная программа «Возрождение торгового флота России», принята в 1993 году;

– Федеральная программа развития рыбного хозяйства «Рыба», принята в 1995 году;

– Федеральная целевая программа «Российские верфи», принята в 1995 году;

– Федеральная программа «Внутренние водные пути», принята в 1996 году;

– Федеральная целевая программа «Мировой океан», принята в 1998 году.

Но даже очень многие здесь присутствующие, по предварительным опросам, не читали, не слышали даже о них. А ведь тут собралась, исходя из предназначения, в морском отношении самая любознательная российская публика. О какой же реальной поддержке этих программ (в широких и высоких властных структурах) может идти речь?

Надо показать обществу, что морская политика – это не «рядовая» политика. Большинство практической, творческой, управленческой и экономической элиты России не готово осознать истинную роль флота в наступающем веке, потому что не информирована, не «схватывает» суть глобальных вещей. Большинство российской верхушки борется за «себя», а не за страну.

Вот поэтому задача конференции – дать толчок к коллективному размышлению всей нации и побудить энергично двигаться к прогрессу в океанском и морском направлении.

Для чего нужна разработка национальной морской политики?

– для эффективных действий нынешнего Российского Флота и создания благоприятных условий для строительства, развития его в будущем;

– интересы России в мире должны опираться на морскую силу – как военную, так и гражданскую.

Почему эту политику мы называем «национальной»?

Потому что хотим, чтобы российское общество ее считало своей. Следило, требовало от власти ответственного отношения к морскому делу. При развитом гражданском обществе, мы верим, что у нас такое будет, недопустимы шараханья, «убийственные колебания линии партии» при строительстве, содержании флота. К огромному сожалению, вот уже какой век длится такая политика.

Русские, россияне – морская нация. Тысяча лет – свидетели тому. Корабли первых эскадр регулярного флота построены в Воронежском краю, в глубине России. Но еще в древности глубокой флот киевской Руси высаживал десанты в Царьграде. А корабли Великого Новгорода активно участвовали в торговле на западе и севере Европы.

Создатель регулярного русского флота и его первый адмиралПетр I родился в Москве. Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, СМ. Дежнев также родом из глубинных русских земель, как и многие другие известные и выдающиеся флотоводцы, моряки.

И нынешние устремления деятельной молодежи подтверждают эту генетическую морскую связь. Примерно 60 к 40, соотношение действующих клубов юных моряков, речников, морских детских (молодежных) школ в сугубо сухопутных территориях к приморским. Такой же почти процент на сегодняшний день и по молодым россиянам, поступающим в морские вузы страны. Вот такая имеется база для формирования национальной морской политики.

Мы четко должны осознавать, что национальная морская политика России – это продукт отечественной морской истории, он из нашего общенародного сознания. Вот почему в ДвиженииПоддержки Флота мы четко понимаем, когда говорим, что мы отмечали 300-летие Российского регулярного Флота. Все, что было в России и с Россией до 1696 года, для нас имеет такое же значение, как и современность.

Вглядываясь в глубину веков российской истории и учитывая нынешнее положение на планете, возможный ход событий, можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на национальную морскую политику.

Первая группа факторов:

а) Россия – геополитическая сердцевина мира;

б) Россия – одна из главных опорных точек мироустройства, своего рода «цивилизация», наряду с Западом, Китаем, Японией, Индией.

Вторая группа факторов:

а) огромная территория страны (сухопутная и «морская») – самая большая в мире, несмотря на то, что некоторые наши земли «откололись» от России. Это способствует накоплению различных потенциалов;

б) ресурсы страны – природные, энергетические;

в) достаточный потенциал науки, еще сохраняющийся для «рывка», серьезный образованный слой населения.

Это наследство, как говорится, от Бога и предков. А вот «кто и что», по нашему пониманию, стратегически участвует в формировании национальной морской политики России. Таких субъектов НМПР три.

1. Власть. 2. Общество. 3. Общемировые тенденции.

Только с учетом обозначенных нами принципиальных положений, мне думается, можно говорить о формировании в стране морской политики. У власти были и время, и ресурсы для такой работы, хотя бы в начальной стадии. Но не везло и не везет России – почти все время на самом верху власти оказываются лица или без настоящего ума, или без воли и, за небольшим исключением, без чувства ответственности за будущее страны.

Правительство, руководство страны должно знать, что оно может опираться на морское сообщество, если будет энергично вести реальную умную политику по усилению флота. По повышению его роли как внутри нашего государства, так и в мире.

Но только не такую политику, как сегодня, за которую надо всем, кто ее проводит, отвечать. Серьезнейшие ошибки, если не сказать больше, совершены со стороны руководства страны при проведении приватизации, акционирования в морском (торговом), рыбопромысловом и речном флотах, судостроительной и судоремонтной промышленности, в отношении научного морского комплекса.

Высшая исполнительная и законодательная власть России допустила, по сути, враждебный нашему флоту (гражданскому) организационно-экономический и налоговый режим. Это, по сути, позор власти и общества – за огромные деньги, когда наши суда простаивают, грузы перевозят иностранцы. И даже приходится нашему транспортному флоту бороться за право работать с нашими же грузами. Как это может совпадать с национальными интересами?!

Сегодня мы заявляем о серьезной поддержке только реальных продуманных действий нынешнего главного командования ВМФ, командующих флотами, руководителей морской пограничной охраны, морского (торгового), речного, рыбопромыслового флотов, руководителей судостроительной (судоремонтной) промышленности и морской науки по выводу флота из кризиса. Мы ждем от руководителей энергичных, умных, волевых, там где надо, смелых действий. Очень многое зависит от вас, товарищи руководители морских государственных структур. Да, условия архитяжёлые выпали на вашу долю. Но, когда море спокойно, всякий может быть кормчим, говорил один мудрец.

Но и руководство государственных морских структур должно стоять за морское сообщество. ДПФ считает, что взаимодействие тогда эффективно, когда оно строится на принципе важности самого факта существования морского движения в государстве. Без такого движения континентальный дух не дает развиться флоту. Мы – за принципы неделимости интересов военной и гражданской частей Флота России, уважения друг к другу, объективности, умной и результативной работы.

Своим корпоративным поведением нынешнее морское сообщество страны должно активно влиять на курс России, особенно на управленческие процессы. В этом наша, если хотите, историческая роль. Что скажут про нас современники и потомки, если мы не справимся с этой задачей?! ДПФ исходит из того, что нам надо создать такое морское сообщество России, с которым хотелось бы работать и «дружить» представителям других структур общества и власти. Мы должны поднимать такие социально-значимые темы и доводить их до логического решения, что симпатии к нам будут выражаться в конкретной поддержке. Как это было с нашей инициативой по 300-летию Российского Флота. Посмотрите, сейчас же многие общероссийские кампании ведутся с учетом нашего опыта. Или другой пример. Когда наше Движение Поддержки Флота в марте 1996 года объявило о начале общенациональной работы по достройке кораблей ВМФ и морской пограничной охраны, не все верили, что хоть что-то удастся. Уже два корабля – «Ханты-Мансийск» и «Югра» достроены на собранные средства сибиряков и несут пограничную вахту на Черном море. Наш почин получает все большую поддержку в разных направлениях и в разных формах. Москва и москвичи активно участвуют в достройке атомной подводной лодки нового поколения «Юрий Долгорукий», модернизации ракетного крейсера «Москва». А недавно включились в активную работу по техническому дооборудованию, по перевооружению атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков» жители, руководство Мордовии и других регионов.

И все же роль флота далеко не так легко проникает в сознание общества и власти, как это необходимо сейчас и завтра. Без огромных умственных и душевных усилий не обойтись.

Но, работая по объединению разнородных общественных сил, считаем, что весь морской дух мы должны преобразовать в реальную движущую силу Отечества. Это наша стратегическая инициатива.

Да, то, что творится в государственной политике, экономике в основном плохо, но давайте мы, морское сообщество, сделаем общую программу хорошего для начала на своем направлении. Осознаем сами, что такое морская идеология, а потом вооружим ею основные институты власти и общества.

Сейчас необходимы организации, деятели, которые способны решать общенациональные задачи. К общенациональным задачам – думаю, участники конференции будут полностью согласны со мной – уже давно относится развитие действующих и строительство новых российских портов, особенно в общероссийских интересах – развитие морской инфраструктуры в Калининградской и Ленинградской областях. Правда, до сих пор не ясно, кто же вот уже восемь лет мешает это делать. И за «сколько» мешают делать работу?! Цена ущерба для России огромна. Ведь благодаря транзиту наших же грузов через прибалтийские порты эти бывшие наши республики существуют и вдобавок проводят в целом антироссийскую политику.

В этом же ряду и задача создания, развития только на основе перспективных новейших научных разработок и имеемого опыта российского кораблестроения и судостроения. Сегодня власть, по сути, губит отечественные судостроение и судоремонт и дает возможность развиваться зарубежным – за счет размещения российских заказов за границей.

Необходимо в течение ближайшего времени провести инвентаризацию принятых в высоких кабинетах решений, иногда похожих на наши традиционные глупости... Если нам «вредно» и в ущерб национальным интересам открытие внутренних водных путей, то не надо их открывать.

А то получается... Нам говорят – отмените смертную казнь, тогда Россию примем в Совет Европы. Фактически уже отменили. В итоге стремительный и устойчивый рост жесточайших преступлений, угрожающих жизни всей нации. Хотя тот же Совет Европы и «миролюбивая» европейская общественность молчит, даже потворствует, когда сотни и тысячи людей без «суда и следствия» США и НАТО казнят на Балканах, в том числе и с помощью морской силы.

Разве это не общенациональная задача – изменить подход элиты к важности понимания в обществе роли особо значимых для России деятелей, событий?! В «отечественных» СМИ может идти обсуждение какого-нибудь зарубежного режиссера, актера и тому подобное. Но могут ни слова не сказать о юбилее Валентина Пикуля. По всем телерадиоканалам назойливая шумиха о годовщине смерти английской (?) принцессы – и вскользь о юбилее трагической гибели большей части экипажа нашей же атомной подводной лодки «Комсомолец»!..

Для решительного изменения такой пагубной ситуации нам нужны воля, большая соорганизованность и настойчивость. Для реализации этих и других замыслов ДПФ предлагает созвать первый съезд представителей всего Российского Флота – военно-морского, морской пограничной охраны, морского (торгового), рыбопромыслового, речного, судостроения (судоремонта), морской науки. И многие наработки конференции утвердить на этом съезде. Провести его основательно, в форме общероссийской кают-компании, с целью реально помочь флоту и стране. Мы должны дать серьезно понять каждому реальному кандидату в депутаты Государственной Думы, кандидату в Президенты России, что с мнением морского сообщества надо считаться.

Какова же цель этой работы? Это, в первую очередь, «вытащить наверх», к управлению страной, максимальное число людей, компетентных в морских и других государственных вопросах, россиян не только по паспорту, но и по духу.

Власть и общество – вот два крыла, на которые должны опираться наше государство. Только тогда наш полет будет без кувырков и аварийных приземлений. Власти как структуре, естественно, всегда уделялось особое внимание. Но ведь подпитывает власть общество, из него делегируются граждане для исполнения своего долга и обязанностей. И как они себя во власти ведут – таковы и результаты. Вот поэтому ДПФ как общероссийская общественная организация взяла на себя инициативу, не дожидаясь команды «сверху», собрать вас, ответственные граждане, в этом зале.

Мы призываем и остальные институты общества к смелой активной работе в интересах России и флота.

Подобное воздействие очевидно и необходимо, и мы его четко обозначим, если участники конференции согласны, в нашем итоговом документе – Рекомендациях. Это надо делать срочно, сегодня.

Для того чтобы в России постоянно существовал народно-государственный интерес к флоту, необходимо организовать еще ряд направлений работы. В связи с этим – несколько существенных предложений стратегического характера. Коротко.

Провести работу по удалению путаницы в морской истории страны в целях объективности. Отсчет в историографии вести со времен Древней Руси. Мы должны, в конце концов, из


< Назад