22 июня 2021 года «День Памяти и Скорби»

22 июня 1941 года является одним из самых печальных дней в России. В этот день 80 лет назад началась ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА(1941-1945), освободительная война народов против нацистской Германии и её союзников.

Самым суровым испытанием стала Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, а здесь на востоке в готовности нападения была её союзница Япония. И не случайно еще до фашистского нападения был организован Дальневосточный фронт. Япония располагала мощным флотом. В 1941 году она имела 10 авианосцев, 10 линкоров, 38 крейсеров, 112 эсминцев, 65 подводных лодок, 575 самолетов авианосной авиации. Наш Тихоокеанский флот по всем показателям уступал. Ставка Верховного Главнокомандования учитывала это и не исключала неудачный исход морских сражений, поэтому в Директиве Военному совету ТОФ №ОД-82 от 14 июля 1941 года предписывалось: “…оставленные для защиты два полка в случае неудач на сухопутном фронте должны защищать Владивосток, сражаясь до последнего человека”.

К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ находились 14 подводных лодок, а во время войны было сдано флоту еще 16. Эти лодки принимали участие в боевых действиях. Шесть из них были награждены орденами Красного Знамени, двум было присвоено звание гвардейских, а командиры подводных лодок – Б.А. Алексеев, Г.И. Щедрин, И.Ф. Кучеренко и С.П. Лисин – были удостоены званий Героя Советского Союза. Подводная лодка С-13 знаменита еще тем, что она под командованием капитана 3-го ранга А.И. Маринеско потопила 30 января 1945 г. лайнер “Вильгельм Густлоф”, на котором погибло более 4000 солдат и офицеров противника, в том числе и более 1000 специалистов-подводников.

Главная база ТОФ Владивосток совершенствовала укрепление береговой обороны на 300 км вдоль залива Петра Великого и располагала 47-ю береговыми стационарными, подвижными и железнодорожными батареями калибра 75-365 мм, состояла из 180 орудий. На оборонительных рубежах Владивостока работало 14,5 тысяч приморцев.

По докладу начальника тыла ТОФ того времени по состоянию на 2 декабря 1941 года из Приморского края эвакуировано 10142 человека, жен военнослужащих 4506 человек, 5636 детей. Из Владивостока планировалось вывезти 100 учреждений, 2654 семьи в составе 6317 человек. На случай военных неудач создавались в обстановке повышенной секретности партизанские отряды. Было подготовлено более 15 тысяч партизан. УНКВД по Приморской области проводило подготовку разведчиков, подрывников, парашютистов. В городе Владивостоке на Седанке была создана секретная школа парашютисток-радисток, такую школу закончила известная партизанка Зоя Космодемьянская. В этой школе учились девушки в возрасте 16-19 лет. Всего было подготовлено около 150 человек. Позднее они были направлены на действующий фронт, а в августе 1945 года участвовали в боях за освобождение Китая. И сейчас во Владивостоке проживают несколько женщин, окончивших эту школу.

Создавались истребительные батальоны. Во Владивостоке 8 истребительных батальонов по 1 тысяче человек. В 1943 году они были сведены в отдельный полк и отправлены на фронт.

Город в годы ВОВ

В первые же дни войны все Советское государство было переведено на военное положение. Однако ни в одном тыловом регионе СССР население не испытывало такого сильного напряжения, как на Дальнем Востоке. Связано это было с тем, что на дальневосточной границе со стороны Маньчжурии и Кореи стояла более чем миллионная японская Квантунская армия, готовая в любую минуту перейти границу СССР и приступить к захвату советского Дальнего Востока.

Увековечивание памяти

Памятник Герою Советского Союза Елизавете Чайкиной. Секретарь Пеновского подпольного райкома комсомола Калининской области, одна из организаторов партизанского отряда.

Памятник Герою Советского Союза Олегу Кошевому. Олег Васильевич Кошевой – участник, один из организаторов подпольной антифашистской организации “Молодая гвардия”.

Памятник Герою Советского Союза Дмитрию Карбышеву. Дмитрий Михайлович Карбышев – генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Военной академии Генерального штаба, доктор военных наук.

Памятник поэту-партизану Д. Давыдову.

Памятник танковой колонне “Приморский комсомолец”. Танковая колонна была создана на деньги, собранные комсомолом и молодёжью Приморского края.

Памятник морякам-тихоокеанцам, погибшим в войне с Японией в 1945 г.

Памятник морякам 1-й Краснознамённой бригады торпедных катеров.

Стела “Город воинской славы”.

Заслуги города в военной истории России

С момента основания Владивосток является российским форпостом на Дальнем Востоке и городом-крепостью на Тихом океане. В годы Великой Отечественной войны из Владивостока ушло на фронт более 70 тысяч человек. Здесь формировались стрелковые бригады, которые участвовали в основных сражениях войны. Владивостокцы стояли насмерть в осенние дни 1941 года у стен Москвы, воевали под Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге, освобождали Белоруссию и Украину, многие дошли до Берлина. Большая роль в годы войны принадлежит Владивостоку в поставках грузов по ленд-лизу. Через Владивосток из США для нужд фронта было поставлено более 9 миллионов тонн военной техники, оборудования, боеприпасов и гуманитарной помощи. Сегодня Владивосток – главная база Тихоокеанского флота.

Наиболее значимые военные события, связанные с городом

Трудно переоценить участие моряков-тихоокеанцев в Великой Отечественной и во Второй мировой войне в целом, при этом особую роль играла главная база флота – Владивосток, через которую на фронты сражений с немецко-фашистскими захватчиками были направлены 153 тысячи военных моряков-тихоокеанцев. Они участвовали в битвах под Москвой и под Сталинградом, в обороне Севастополя и Ленинграда, в боях за Северный Кавказ и Заполярье… Тихоокеанцы воевали с фашистскими захватчиками на Северном, Черноморском, Балтийском флотах, на речных и озерных флотилиях.

Выполняя поставленные задачи в Японском море, в заливе Петра Великого в августе 1941 года погибли экипажи подводных лодок “М-49”, “М-63” из состава соединения подводных лодок, базирующихся в б. Малый Улисс города Владивостока.

Кроме того, Тихоокеанский флот оказал существенную помощь действующим флотам переброской в их состав из Владивостока части боевых кораблей и подводных лодок вместе с личным составом. Так, в 1942-1943 гг. из Владивостока в г. Полярный Северного флота отправились 4 подводные лодки “С-51”, “С-54”, “С-55”, “С-56”. Также на Северный флот из Владивостока ушли лидер и два эскадренных миноносца. На Черноморский флот по железной дороге было переброшено 10 малых подводных лодок и 6 катеров морских охотников. Моряки-тихоокеанцы показали высокую боевую выучку. За отличие в боях “С-56” была удостоена гвардейского звания и награждена орденом Красного Знамени, “С-51” стала Краснознамённой, а командиры этих подводных лодок были удостоены звания Героя Советского Союза. “С-55” участвовала в боевых действиях против фашистской Германии на Северном флоте. Погибла 29 декабря 1943 года в боевом походе, в море погиб весь экипаж 52 человека. “С-54” также участвовала в боевых действиях против фашистской Германии на Северном флоте. Погибла 11 марта 1944 года в боевом походе, в море погиб весь экипаж 51 человек.

В битве за Москву в 1941 году моряки-тихоокеанцы героически сражались в составе 62-й, 64-й, 71-й и 84-й морских стрелковых бригад, сформированных в городе Владивостоке. Особой славой в боях за Москву покрыл себя личный состав 62-й отдельной морской стрелковой бригады, которой командовал полковник В.М. Рогов.

Немало подвигов совершили моряки из Владивостока в сражении под Сталинградом. Во 2-й гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта Р. Малиновского доблестно воевали более 5-и тысяч моряков из частей Владивостокского гарнизона.

Вторая мировая война, завершилась на Дальнем Востоке.

Именно в городе Владивостоке в штабе Тихоокеанского флота планировались Маньчжурская стратегическая наступательная операция, Южно-Сахалинская наступательная операция, Курильская десантная операция. В ходе Маньчжурской стратегической наступательной операции в течение 10 дней с 11 по 21 августа были высажены сформированные в городе Владивостоке и вблизи его морские десанты в 5 портах Северной Кореи: Юкки, Расин, Сейсин, Одецин и Гензан. Это был первый боевой опыт проведения морской десантной операции – ведения боевых действий по завоеванию господства на море и в воздухе.

Боевые действия во Второй мировой войне велись непосредственно вблизи города Владивостока. Примечателен факт защиты города Владивостока. 18 августа 1945 года в районе нефтяной базы разгружался транспорт “Таганрог”, везший керосин. В это время над городом появился японский самолет, управляемый камикадзе. Его цель – район нефтебазы. Капитан второго ранга Федор Бурмистров очередью из “Эрликона” сбил самолет, который упал в море. Последствия атаки камикадзе, окажись она удачной, сложно себе представить. Всего в ходе боевых действий с 9 августа по 3 сентября 1945 года морская авиация Тихоокеанского флота потеряла около 37 самолётов, из них большая половина базировались на аэродромах вблизи города Владивостока. 25 августа 1945 года в проливе Лаперуза погибла в ходе выполнения боевой задачи, подводная лодка “Л-19”, ушедшая в море из состава соединения подводных лодок, базирующегося в б. Малый Улисс.

191 тихоокеанец за героизм и мужество, проявленных на фронтах Второй мировой войны удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Многие из них уроженцы города Владивостока.

Массовый героизм защитников Отечества в городах, на территории которых или в непосредственной близости от которых шли ожесточенные сражения

Владивосток был и остается главной базой российского флота на Тихом океане. Но не только военные моряки принимали участие в той войне.

Когда стали невозможны поставки по ленд-лизу через порты Черного и Балтийского морей, основные поставки шли через порт Владивосток. В годы Великой Отечественной и Второй мировой войн через Тихий океан была отправлена половина грузов военной помощи нашей стране от союзников по антигитлеровской коалиции. Около 9 миллионов тонн грузов военной помощи, плюс тысячи тонн гуманитарной и благотворительной помощи из портов США было доставлено через Владивосток.

В одиночном бесконвойном плавании на линии Америка – Владивосток курсировали суда только под советским флагом и советским экипажем на борту. Главным перевозчиком было Дальневосточное пароходство. Всю войну работали 4 судна Дальстроя НКВД и суда Наркомата Рыбпрома. Максимальное число судов приближалось к 300. Интенсивность работы была несравнима ни с довоенными, ни с послевоенными годами.

Воинские части и соединения, сформированные из населения города

Владивосток был кузницей кадров для фронта. Только с пехотной школы, находившейся на Партизанском проспекте, 37, готовившей командиров для Красной Армии и разведчиков, вышло 7 Героев Советского Союза. Среди них два генерала армии и пять командиров полков. Среди них был Зинченко Федор Матвеевич, подчиненные которого старшины Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом.”

ЧУКОТКА

В годы Великой Отечественной войны Анадырь сыграл важнейшую роль, прежде всего, в выполнении решения ГКО СССР (от 9 октября 1941 года) о строительстве воздушной трассы ГВФ «Аляска-Сибирь» для перегона самолетов на фронт. «Особая воздушная линия», по которой до конца войны на фронт по ленд-лизу поступило более 7 тысяч самолетов, была принята правительством, передана в ведение Красной Армии и начала действовать с 7 октября 1942 года. В строительстве одного из запасных военных аэродромов принимали непосредственное участие и жители Анадыря. Неоценимый вклад в строительство военных аэродромов внесли анадырские ученые – специалисты мерзлотоведы.

Из докладной записки секретаря Чукотского окружкома ВЛКСМ Панова об участии молодёжи в помощи фронту от 25 октября 1944 года:

«За годы войны комсомольцами и молодёжью, по неполным данным, внесено наличными 1890 тыс. рублей и облигациями 692 620 рублей. Сдано в Фонд обороны 510 песцов и 810 оленей. 22 комсомольца-чукчи из колхоза «Турваургин» Восточно-Тундровского района внесли из своих сбережений наличными 314 тысяч рублей и облигациями 40 400 рублей. Во время сбора средств на строительство танковой колонны «Чукотский колхозник» они внесли наличными 117 тыс. рублей. На строительство эскадрильи «Камчатка — фронту» — 75 тыс. рублей. Патриот-комсомолец округа Лелекай внёс на строительство танковой колонны «Чукотский комсомолец» 25 тыс. рублей и 18 оленей, а на строительство эскадрильи «Камчатка — фронту» — 10 тыс. рублей. Внесли на строительство танковой колонны «Чукотский колхозник»: Теркинто — 16 тыс. рублей и 20 оленей, Светле — 13 тыс. рублей и 20 белок, Аат — 10 тыс. рублей и многие другие. Секретарь комсомольской организации колхоза «Красный оленевод» Анадырского района Рынькау сдала только за последний год 16 пар торбасов, 16 пар чижей и 17 пар меховых рукавиц. Таких примеров можно привести много. Все они показывают, что молодёжь всё отдаёт для своей Родины ради победы над врагом».

Роль Анадыря как административного центра Чукотского округа еще более укрепилась в годы войны и в связи с решением вопроса о добыче необходимого для обороны страны пищевого олова. Начав практически с нуля, уже в сентябре 1941 года Чукотка начала добычу этого стратегического металла, а к концу войны поставляла его больше, чем все другие горняцкие предприятия Северо-Востока РСФСР вместе взятые.

Выполняя столь важную для Победы задачу, проявляя массовый героизм и мужество, жители Дальнего Востока обеспечивали непрерывную поставку грузов по ленд-лизу, столь необходимых на фронтах. При этом около тридцати мирных судов и десятки моряков торгового флота погибли от торпедных и воздушных атак.

Ссылки на исторический материал и музейные экспозиции:

https://victorymuseum.ru/ – Музей Победы

https://www.museumtof.ru/ – Военно-исторический музей Тихоокеанского флота

http://arseniev.org/press/17709/ – Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, выставка «Письма войны»

https://arsenievvp.ru/ – Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, архив -военные письма.

https://regnum.ru/news/society/2936934.html – Война: Чукотка 1941–1945 гг